Разработка и внедрение нового вида восстановительного ремонта вагонов-хопперов для перевозки технического углерода
Одним из важнейших направлений деятельности ОАО «РЖД» на ближайшую перспективу является развитие ремонтного бизнеса. В первую очередь это касается грузовых вагонов. Наряду свысокой потребностью в ремонте подвижного состава парка Российских железных дорог (несмотря на постепенное сокращение его численности) постоянно возрастает объем ремонта и частного подвижного состава. При этом следует учитывать, что в парке грузовых вагонов предприятий-собственников значительную часть составляют специализированные вагоны, которые требуют дополнительного оснащения ремонтных предприятий.
Одним из таких собственников вагонов является ОАО «Ярославский технический углерод» (ЯТУ) — крупный производитель и экспортер технического углерода. В парке ЯТУ в числе других находятся и 245 специализированных вагонов-хопперов для перевозки выпускаемой продукции. Производство планового ремонта этого вида подвижного состава ранее выполнялось в различных вагонных депо на сети железных дорог. Практика показала, что обеспечить качественный ремонт вагонов длиной более 17 метров, требующих большого объема дополнительных работ по кузову и механизмам разгрузки, в неспециализированных депо затруднено и связано с увеличением их простоя.
Следует отметить, что по причине спада производства в начале девяностых годов потребность в использовании хопперов для перевозки технического углерода была незначительной. Однако в последнее время в связи экономическим подъемом и, соответственно, увеличением объемов транспортировки у ЯТУ появилась потребность в выполнении работ по восстановлению работоспособности и проведении ремонтов этих вагонов.
В 2005 году по заявке ОАО «Ярославский технический углерод» специалистами инженерного центра вагоностроения (Санкт- Петербург) при участии департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» было налажено производство ремонта хопперов в вагоноремонтном депо Тверь. Первоначально был освоен только капитальный ремонт. Парк ЯТУ имеет значительный возраст — от 18 до 32 лет, поэтому для вагонов с истекшим сроком службы было выполнено диагностирование технического состояния (с привлечением специалистов ВНИИЖТа), на основе которого принималось решение о продлении срока их эксплуатации.
Техническое диагностирование показало, что большинство вагонов по истечении срока службы находится в хорошем техническом состоянии. Полученные результаты, а также возрастающая потребность в вагонах данного типа позволили обосновать возможность проведения работ по организации более углубленного вида ремонта — капитального с продлением срока полезного использования (КРП).
Для организации этого вида ремонта был выполнен ставший традиционным в инженерном центре вагоностроения объем экспертных и опытно-конструкторских работ (рис. 1). На первом этапе осуществлялся анализ конструктивных особенностей и проводилась оценка интенсивности эксплуатации вагонов-хопперов собственности ЯТУ.
Данный тип вагонов выпускается на Днепродзержинском вагоностроительном заводе имени газеты «Правда» (ДВЗ) с 1974 года. Они предназначены для перевозки и временного хранения технического углерода и имеют уникальную конструкцию кузова — с самым большим из отечественных крытых хопперов объемом — более 130 м3. Кроме того, оборудованы специальной конструкцией погрузочно-выгрузочных устройств и механизмов, предназначенных для технического углерода. Их производство по мере потребности возобновлялось три раза: в 1974 году — модель 20-403, в 1979-м — модель 25-4001 и в 1989-м — модель 25-4046.
Общий вид и основные технические характеристики вагонов-хопперов для перевозки технического углерода различных годов выпуска показаны на рис. 2. Конструкция вагона с момента его создания изменилась незначительно: был увеличен объем кузова (с 130 м3 до 146 м3), а также высота боковых стенок; изменена конструкция крыши; применены более современные прокатные профили обшивки и несущих элементов кузова. Назначенный срок службы всех моделей вагона составляет 24 года.
Рис. 2. Технические характеристики специализированных вагонов-хопперов для перевозки технического углерода производства ОАО «Днепровагонмаш»
Оценка интенсивности эксплуатации показала, что средний годовой пробег вагона парка ЯТУ составляет 35-40 тысяч километров. При этом отличительной особенностью является постоянная величина коэффициента порожнего пробега, равная 0,5. Эти показатели свидетельствуют о значительно меньшей интенсивности эксплуатации этих вагонов по сравнению с универсальными. При этом собственник вагонов выполняет своевременный ремонт их кузовов, с регулярной окраской внутри и снаружи, которая производится после предварительной пескоструйной очистки. Кроме того, объем кузова у всех моделей этих вагонов-хопперов не обеспечивает использование полной грузоподъемности и соответственно допускаемой нагрузки на ось. В результате в вагон объемом 146 м3
загружается, в зависимости от плотности, 45-54 тонн технического углерода. Таким образом, недоиспользуется 25% допускаемой осевой нагрузки, или до 25 тонн расчетной массы брутто. По предварительным оценкам, вагоны-хопперы собственности ОАО «ЯТУ» к моменту окончания срока службы свой ресурс исчерпали не в полной мере.
С целью выявления эксплуатационных повреждений и величины коррозионного износа основных несущих элементов, накопленных вагонами- хопперами за срок службы, специалистами инженерного центра было проведено обследование их конструкций. Результаты этого обследования были использованы для оценки эксплуатационной надежности и разработки технических требований на капитальный ремонт с продлением срока полезного использования.
По данным визуально-измерительного контроля и ультразвуковой толщинометрии были выявлены основные типичные неисправности хопперов (рис. 3). Анализ технического состояния вагонов позволил установить, что основные элементы несущей металлоконструкции кузова и рамы не подвержены значительным коррозионным повреждениям (значения толщины элементов после окончания срока службы в основном соответствуют допускам на прокат при производстве).
Рис. 3. Анализ повреждений вагонов-хопперов для перевозки технического углерода моделей 20-403 и 25-4001, полученных при эксплуатации:
а — общий вид повреждений; б — процентное соотношение наиболее значительных выявленных повреждений
Все модели вагонов-хопперов имеют схожие типовые повреждения, не являющиеся критическими с точки зрения невозможности или сложности их устранения при углубленном ремонте.
По результатам исследований были разработаны технические требования к КРП вагонов-хопперов для перевозки технического углерода, на основе которых были созданы ТУ 3182-010-71390252-2005 УК, определяющие методику отбора подвижного состава в ремонт и объем ремонта. Основные виды работ по кузову вагона-хоппера при проведении капитального ремонта с продлением срока полезного использования показаны на рисунке 4. Кроме указанных работ в объеме КРП производилась нанесение специальных лакокрасочных покрытий на кузова вагонов-хопперов в соответствии с технологическим процессом, разработанным собственником. Особенность окраски заключается в использовании специальной двухкомпонентной грунтовки и эмалевого покрытия марки ЭП-5301, которые широко применяются в автомобилестроении, а также при окраске железнодорожных нефтебензиновых цистерн, емкостей и резервуаров для получения покрытий с высокими защитными и физико-механическими свойствами. Также она обладает высокими свойствами защиты металлических поверхностей от эрозионно-коррозионных повреждений и имеет термостойкость до 200°С. Именно эти характеристики и простота в нанесении позволили данному покрытию хорошо зарекомендовать себя на железнодорожном транспорте.
При разработке технических условий на КРП была создана рабочая конструкторская документация на ремонт, выполнены все нормативные расчеты, позволившие детально исследовать несущую конструкцию вагона с учетом накопленных повреждений и проведенных усилений при ремонте и определить зоны максимальных значений напряжений в конструкции при действии эксплуатационных нагрузок (рис. 5).
Рис. 5. Зоны максимальных значений напряжений в конструкции кузовов вагонов-хопперов при действии эксплуатационных нагрузокПараллельно было подготовлено производство для проведения КРП в условиях вагоноремонтного депо Тверь и осуществлен ремонт опытного образца. В соответствии с требованиями утвержденной методики отбора подвижного состава в ремонт были выполнены необходимые расчеты, которые обосновали возможность продления срока безопасной эксплуатации вагона-хоппера после проведения КРП на 12 лет. На следующем этапе Испытательным центром подвижного состава (Санкт-Петербург) был проведен весь комплекс испытаний вагона, которые подтвердили результаты расчетов по оценке вагона на соответствие нормативным требованиям и прогноз срока продления эксплуатации. На заключительном этапе работ приемочная комиссия с участием представителей центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов ОАО «РЖД», департамента вагонного хозяйства и Ростехнадзора осуществила приемку к серийному производству КРП по ТУ 3182-010-71390252-2005 УК в вагоноремонтном депо Тверь.
Собственник также положительно оценил внедрение нового вида ремонта. (Общий вид вагонов до и после ремонта показан на рисунке 6.)
Рис. 6. Общий вид специализированных вагонов-хопперов моделей 20-403 и 25-4001 для технического углерода до (а) и после (б) проведения КРП
При высокой стоимости новых вагонов общие затраты на восстановление при проведении капитального ремонта с продлением срока полезного использования составили до 40%, при этом ресурс восстановлен на 50%. Эффективность проведения КРП в целях поддержания парка вагонов-хопперов для технического углерода ОАО «ЯТУ» в рабочем состоянии подтверждена расчетами (рис. 7).
Рис. 7 Сравнение затрат при восстановлении парка вагонов-хопперов для технического углеродаТаким образом, в результате выполненного комплекса работ разработан и внедрен новый вид КРП вагонов-хопперов, который был освоен линейным ремонтным предприятием ОАО «РЖД» — вагоноремонтным депо Тверь. Начиная с середины 2006 года здесь осуществляется КРП в среднем 10 вагонам в месяц, что позволяет собственнику вагонов производить оздоровление парка без отвлечения его от работы.
По сути, сделан еще один шаг в развитии ремонтного бизнеса ОАО «РЖД». Полученный опыт может быть распространен на другие типы специализированных вагонов-хопперов, находящихся в парке частного подвижного состава.