Опыт выдачи разрешений на применение вагонов для транспортировки опасных грузов
Транспортирование опасных веществ железнодорожным транспортом связано с риском возникновения аварий с тяжкими последствиями. Как показывает практика, одной из основных причин таких аварий является выпуск оборудования, не соответствующего требованиям и нормам промышленной безопасности и имеющего конструктивные недостатки. С целью решения задачи снижения количества аварий Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) разработана система выдачи разрешений на применение технических устройств, используемых для транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом, которая базируется на Системе экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору.
Выдача подобных разрешений осуществляется с 1998 года – с момента выхода Положения о регистрации, оформлении и учете разрешений на изготовление и применение технических устройств в системе Госгортехнадзора России [1]. В нынешнем виде порядок выдачи разрешений установлен с 2002 года – с момента выхода Положения о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах [2]. Важным этапом становления порядка выдачи разрешений на применение стало введение в 2004 году Инструкции по организации выдачи в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах [3], разработанной в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (с изменениями от 14 декабря 2006 года).
Таким образом, была сформирована общая структура нормативных документов, регламентирующих порядок выдачи разрешений на применение технических устройств, используемых на опасных производственных объектах (рис. 1).
Рис. 1. Структура нормативных документов, регламентирующих порядок выдачи разрешений на применение технических устройств, используемых на опасных производственных объектах
В настоящее время на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ, используются следующие технические устройства, разрешение на которые выдает Ростехнадзор: цистерны, бункерные вагоны (вагоны-хопперы), специализированные контейнеры, в том числе контейнеры-цистерны, сливо-наливная, предохранительная и контрольная арматура.
Опыт получения разрешений на применение данных технических устройств показывает отличия надзорной системы Ростехнадзора от системы обязательной сертификации, функционирующей в соответствии с Правилами Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации [4]. Эти отличия в основном обусловлены различием задач, которые решаются в рамках указанных систем.
Во-первых, задачами сертификации является проверка системы качества предприятия и испытания на соответствие требованиям, установленным нормами безопасности железнодорожного транспорта. При такой системе сертификации основной контроль сосредоточен на первичной стадии – стадии изготовления технического устройства. При этом самый длительный и наиболее аварийно опасный период жизни технического устройства – его эксплуатация – остается в основном не охваченным сертификационными испытаниями. То есть на сегодняшний день отчетливо просматривается отсутствие сопоставления расчетных значений параметров надежности с их фактическими значениями, которые определяются в процессе эксплуатации. В то же время в системе Ростехнадзора налажен непрерывный контроль за эксплуатационной надежностью технического устройства: существует непрерывная оперативная связь между эксплуатирующей и контролирующей организациями, что позволяет изменять требования промышленной безопасности с учетом возникновения аварийных ситуаций и мер по их ликвидации, обеспечивать оперативное воздействие на сферу производства, осуществлять анализ и разрабатывать мероприятия по устранению типовых дефектов технических устройств и повышению их безопасности.
Во-вторых, в системе обязательной сертификации в отличие от Системы экспертизы промышленной безопасности, действующей в Ростехнадзоре, не проводится проверка технической документации на соответствие требованиям и нормам промышленной безопасности.
В-третьих, при существующей системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте сливо-наливная, предохранительная и контрольная арматура (далее – арматура) не подлежит обязательной сертификации. Вместе с тем арматура является одним из основных элементов, формирующих безопасность технического устройства. Это связано с ее конструктивной сложностью и определяющим значением в обеспечении безопасной эксплуатации оборудования в нормальных и аварийных условиях.
В настоящее время вагоностроительные заводы в основном используют арматуру собственного производства, конструкция которой не изменялась с момента постановки на производство цистерны (более 30 лет назад), а разрешения на применение, выданные Ростехнадзором, и сертификаты в системе соответствия ГОСТ Р имеют только образцы арматуры ранних лет постройки. В то же время арматура специализированных предприятий арматуростроения «СПЛАВ-М» и «Знамя труда» применяется только на цистернах, перевозящих сжиженные газы. «СПЛАВ-М» выпускает также сливные приборы для нефтебензиновых цистерн.
Еще одной проблемой является обеспечение безопасной эксплуатации специализированных контейнеров и вагонов-хопперов, перевозящих опасные грузы железнодорожным транспортом, которая может осуществляться лишь при наличии разрешений на применение, выданных Ростехнадзором. Вместе с тем большая часть этих устройств эксплуатируется и продолжает изготавливаться без соответствующих разрешений на применение и, следовательно, без необходимой экспертизы промышленной безопасности производства и технической документации.
Положение дел с цистернами для перевозки опасных грузов обстоит намного лучше, так как при проведении обязательной сертификации учитывается наличие разрешений на применение указанных технических устройств. При этом если в ходе экспертизы обнаруживаются несоответствия требованиям промышленной безопасности, то они устраняются еще до начала серийного производства.
Так, типичными замечаниями, выявленными в ходе экспертизы промышленной безопасности, являются следующие: использование при производстве технологий сварки, не прошедших аттестацию; применение при производстве и модернизации котла цистерн материалов, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации, нарушение правил Ростехнадзора при проектировании технических устройств, а также отсутствие аттестованных руководителей, специалистов и сварщиков (в особенности на вагоноремонтных заводах).
Для решения данных вопросов Управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами на стадии подготовки продукции к производству проводит информационную и разъяснительную работу с предприятиями-изготовителями, что в основном позволяет исключить ошибочные технические решения на стадии разработки документации, а также заблаговременно провести экспертизу промышленной безопасности и подготовить пакет документов, необходимый для получения разрешения на применение.
В настоящее время в соответствии с РД 03-485-02 [2] установлен порядок и определен комплект материалов, необходимых для выдачи разрешения на применение технических устройств, используемых для транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом (рис. 2).
На первом этапе в Ростехнадзор направляется техническая документация (технические условия, программа и методика приемочных испытаний и т.д.) на техническое устройство для принятия решения о проведении приемочных испытаний и назначения представителя. При этом, как правило, Ростехнадзор сначала рассматривает и согласовывает проект Технических условий на изделие.
Рис. 2. Порядок и комплект материалов, необходимых для выдачи разрешения на применение технических устройств, используемых для транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом
На втором этапе проводится экспертиза промышленной безопасности на предмет определения возможности применения технического устройства. В ходе экспертизы проводится оценка соответствия технического устройства требованиям действующих российских норм и правил промышленной безопасности и государственных стандартов.
На третьем этапе заявитель передает в Ростехнадзор материалы, указанные в пункте 2.1 РД 03-485-02 [2].
На заключительной стадии по результатам рассмотрения представленных документов Ростехнадзор принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения на применение технических устройств.
Практика выдачи разрешений на применение выявила ряд несовершенств в действующих нормативных документах. Так, например, в них не дается четких рекомендаций по решению некоторых вопросов, которые могут возникать в реальных условиях.
Во-первых, заявитель должен представить акт и протокол приемочных испытаний. Однако принятый ранее МПС РФ порядок согласования изменений и постановки продукции на производство изделий привел к тому, что базовые образцы технических устройств, которые уже не выпускаются, в свое время прошли приемочные испытания, а их модификации были выпущены путем согласования документации без приемочных испытаний. Например, вагон-цистерна модели 15-1443 для нефтепродуктов производства ОАО «Азовобщемаш» была поставлена на серийное производство в 1972 году, а в 2006 году была выпущена уже четырнадцатая ее модификация. Как быть в таком случае? Одним из путей решения проблемы является обязывать проводить приемочные испытания каждой новой модификации или учитывать те, которые осуществлялись в 1972 году.
Во-вторых, пункт 4.3 [2] указывает, что при изменении технических условий (конструкции или технологических процессов) порядок получения разрешения на применение технических устройств осуществляется в соответствии с главой II указанного Положения, т.е. фактически должно быть получено новое разрешение. В то же время имеет ли смысл при изменениях конструкции, связанных с улучшением ее характеристик (прочности, надежности, долговечности и т.д.) или незначительных изменениях конструкции, не влияющих на ее характеристики, проходить процедуру, связанную с получением разрешения на применение в части проведения приемочных испытаний и экспертизы промышленной безопасности, когда можно обойтись типовыми испытаниями в соответствии с ГОСТ 15.309-98? Необходимо четко установить требования, в соответствии с которыми нужно проходить процедуру, связанную с получением разрешения на применение.
В-третьих, заявитель должен представить методику проведения контрольных испытаний, однако из текста РД 03-485-02 [2] не ясно, какие конкретно методики необходимо представить в соответствии с терминологией ЕСКД (приемочных, предварительных, периодических, типовых испытаний).
Кроме этого, отсутствуют указания, в каком объеме и на соответствие каким требованиям проводятся испытания технических устройств. Можно ли учитывать результаты испытаний, проводимых на типовом представителе модельного ряда технических устройств? Кто должен их проводить: аккредитованная организация или достаточно заводских испытаний?
Резюме. Исходя из вышеизложенного в целях повышения эффективности выдачи разрешений на применение технических устройств, используемых для транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом, предоставляется целесообразным: разработать перечень документации, предоставляемой для выдачи разрешения на применение с учетом отраслевой специфики; уточнить параметры технического устройства, при изменении которых необходимо вновь проходить процедуру, связанную с получением разрешения на применение; определить обязательные требования, на соответствие которым проводятся испытания технических устройств; установить порядок принятия решений Ростехнадзора по вопросу объема проводимых испытаний.
Для решения указанных задач необходимо разработать методический документ (либо административный регламент), в котором бы освещался порядок получения разрешения на применение технических устройств, используемых для транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом.
Считаем, что разработка данного документа, учитывающего отраслевую специфику, позволит упростить процедуру и повысить эффективность выдачи Ростехнадзором соответствующих разрешений.
Разработанный документ должен, по возможности, органично вписываться в систему специальных технических регламентов в области железнодорожного транспорта, которые планируется разрабатывать в рамках реализации Концепции системы технического регулирования на железнодорожном транспорте, разработанной Министерством транспорта РФ, с целью определения содержания государственной политики в области технического регулирования на железнодорожном транспорте.
Литература
1. Положение о регистрации, оформлении и учете разрешений на изготовление и применение технических устройств в системе Госгортехнадзора России : РД 03-247-98 / утв. приказом Госгортехнадзора № 239 от 10.12.98. – М., 1998.
2. Положение о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах: РД 03-485-02 / утв. постановлением Госгортехнадзора № 25 от 14.06.02. – М., 2002.
3. Инструкции по организации выдачи в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах: РД 03-10-2004 / утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 111 от 04.10.04. – М., 2004.
4. Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения : П ССФЖТ 01-96 / утв. указанием МПС № 166у от 12.11.96. – М., 1996.
5. Российская Федерация. Законы. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федер. закон. № 116-ФЗ от 21.07.97. – М., 1997.
6. Постановление Правительства Российской Федерации. О применении технических устройств на опасных производственных объектах от 25.12.98. № 1540 – М., 1998.
7. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением : ПБ 03-576-03. – СПб. : ЦОТПБСП, 2003. – 188 с.
8. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности : ПБ 03-246-98, с Изменением № 1 [ПБИ 03-490(246) – 02]. – СПб. : ЦОТПБСП, 2003. – 15 с.