Определены критерии оценки и сформирована шкала коррозионной стойкости кузовов вагонов-хопперов. Установлен основной фактор, определяющий коррозионную агрессивность минеральных удобрений. Выполнена классификация удобрений по степе-ни агрессивности к металлоконструкции вагона. Предложены поправочные коэффициенты к нормативному сроку службы вагонов в зависимости от условий их эксплуатации. Усовершенствована методика продления срока службы вагонов-хопперов в части оценки остаточного ресурса.
Совершенствование конструкции кузова вагонов-хопперов
И.А. Хилов, А.Е. Афанасьев
Выполнена уточненная оценка прочности и сопротивления усталости вагона-хоппера. Проведены расчетные исследования по совершенствованию конструкции кузова. Разработаны усовершенствованные конструкции консольной части рамы и системы опирания торцевой стены на раму вагона, обеспечивающие необходимые показатели прочности и сопротивления усталости. Приведены результаты внедрения разработанных конструкций при проектировании вагонов-хопперов модели 19-3116-04.
Уточнен расчет прочности кузова полувагона при разгрузке на вагоноопрокидывателе
А.В. Додонов, И.А. Хилов
Показано, что реальные нагрузки, возникающие при разгрузке вагонов на вагоноопрокидывателе, существенно отличаются от нормативных. На основе расчетных и экспериментальных исследований определена величина реальных нагрузок, действующих на вагон при разгрузке на вагоноопрокидывателе, а также выявлены параметры, влияющие на величину этих нагрузок. Разработаны уточненные расчетные схемы для проверки прочности конструкции кузова полувагона при его разгрузке на вагоноопрокидывателе. Приведены результаты апробации предложенных расчетных схем.
Создана платформа для перевозки широкоформатного листового проката длиной 18 м
А.С. Кононенко
Выполнен анализ различных вариантов схем перевозки широкого листа железнодорожным транспортом и используемых при этом технологий погрузо-разгрузочных работ. В результате обоснована актуальность создания платформы для перевозки широкоформатного листового проката длиной 18 метров. Проведен обзор вагонов-аналогов, определена номенклатура перевозимого проката и обоснованы геометрические и массовые характеристики нового вагона-платформы. Изложены результаты разработки новой платформы для перевозки широкоформатного листового проката длиной 18 метров.
Вагоны-цистерны должны соответствовать международным требованиям безопасности
А.Н. Фомин
Сформированы требования к конструкции вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов классов опасности 3, 6, 8 в соответствии с международными правилами. Проанализированы конструктивные особенности зарубежных и отечественных вагонов-цистерн. Обоснованы основные направления модернизации отечественных вагонов-цистерн. Определены элементы конструкций, для которых в первую очередь необходима модернизация: сливные приборы, предохранительные устройства арматуры и устройства защиты торцевых частей.
Как усовершенствовать сливные устройства вагонов-цистерн
С.А. Федоров
На основе результатов испытаний натурных вагонов и обобщения опыта проектирования сформирована методика сравнительной оценки сливных приборов с тремя запорными элементами. Выполнена апробация методики при проведении комплекса заводских и эксплуатационных испытаний сливных приборов, изготовленных компаниями «Мидланд», «Сплав-Модернизация» и «Рузхиммаш». Проведена комплексная оценка по обеспечению безопасности и соответствия приборов коммерческим, функциональным, эргономическим, экологическим требованиям.
Выполнен обзор современного состояния и дано обоснование перспектив развития конструкций универсальных крытых вагонов. Проанализирована история создания отечественной конструкции универсального крытого вагона, определены основные этапы ее совершенствования, сделаны анализ российского эксплуатационного парка и номенклатуры перевозимых грузов и обзор зарубежных аналогов, изучены результаты работ по совершенствованию конструкции кузова. Дана характеристика направлений развития конструкции универсальных крытых вагонов на основе модернизации традиционной отечественной конструкции и на основе европейских аналогов.
Универсальным крытым вагонам - обоснованный типоразмерный ряд
Ю.В. Почиталов
Выполнены обзор и анализ структуры парка крытых вагонов России и перевозимых в них грузов. Разработаны номенклатурные группы грузов по критерию удельной плотности. Разработан типоразмерный ряд перспективных универсальных крытых вагонов с учетом осевых нагрузок 23,5 и 25,0 тс, а также с применением в конструкции вагонов как стальных, так и алюминиевых элементов. Выполнено технико-экономическое обоснование перспективных вагонов между собой и с вагонами-аналогами, эксплуатируемыми на сети железных дорог. Обоснованы технико-экономические параметры перспективных крытых вагонов по критерию удельной стоимости перевозки одной тонны груза.
Новые технологии ремонта вагонов-цистерн для коррозионно-активных грузов
С.А. Федоров, В.В. Фомин
Рассмотрен опыт проведения ремонта котлов вагонов-цистерн для перевозки агрес-сивных химических грузов. Обоснована необходимость разработки новых методов ре-монта вагонов с котлами из двухслойной стали. Выполнен анализ и на его основе разра-ботана классификация коррозионных повреждений котлов указанных вагонов. Разрабо-таны новые методы и внедрена технология ремонта данных котлов.
Выполнен анализ основных параметров вагонов-самосвалов. Сделан анализ результатов обследования технического состояния думпкаров. Выявлены наиболее распространенные повреждения деталей кузова и деталей системы разгрузки вагонов-самосвалов. Выполнен анализ опыта вагоноремонтных предприятий. Разработан алгоритм работ по продлению срока службы вагонов-самосвалов.
Как продлить срок службы вагонов-цистерн для химических грузов
А.А. Битюцкий, А.С. Кононенко
Проведен анализ дефектов рам и котлов вагонов-цистерн для перевозки олеума с истекшим сроком службы, приведены статистические данные по дефектам. Описан алгоритм реализации проекта КРП с заменой котла вагона-цистерны модели 15-1424 под перевозку олеума.
Выполнен обзор зарубежных и отечественных конструкций грузовых вагонов с кузовами, в конструкциях которых использованы алюминиевые сплавы. Сделан анализ возможного конструктивного исполнения и разработаны варианты конструкций кузова полувагона с различным объемом применения алюминиевых сплавов. Предложен рациональный вариант конструкции и обоснованы параметры полувагона с кузовом из алюминиевых сплавов. Выполнена сравнительная оценка экономической эффективности разработанных вариантов и полувагонов с кузовами из конструкционных сталей.
Проведены экспериментальные исследования динамических и кинематических показателей тележки модели 18-9771 в различных исполнениях. Выполнен комплекс работ по созданию методики оценки межремонтных пробегов тележки на основании экспериментальных данных, полученных по результатам ходовых испытаний. Разработана методика для оценки частоты и амплитуды взаимных перемещений элементов тележки.
Скользуны: результаты испытаний и перспективы применения
И.А. Харыбин, А.В. Додонов
Проведены расширенные экспериментальные исследования характеристик упругих скользунов. Выполнен обзор наиболее крупных производителей скользунов. Сделан анализ опыта применения упругих скользунов постоянного контакта на железных дорогах колеи 1520 мм. Выполнен обзор видов испытаний для разделения свойств полимерных упругих материалов и на его основании выделены факторы, влияющие на упругодемпфируеющие характеристики. Проведены экспериментальные исследования влияниях различных внешних факторов на свойства упругих полимеров, применяемых в конструкции упругих скользунов постоянного контакта.
Совершенствование конструкции вагона-хоппера для перевозки цемента
А.А. Битюцкий, А.С. Кононенко
Обоснована актуальность создания нового вагона-хоппера для цемента. Произведен обзор вагонов-аналогов и выявлены типовые неисправности и конструктивные недостатки. Представлены основные конструктивные решения нового хоппера и обоснована необходимость увеличения объема кузова. Приведены результаты расчетов кузова на прочность. Произведено сравнение технико-экономических параметров нового вагона и вагонов-аналогов. Показан экономический эффект от внедрения нового вагона-хоппера.
Унифицировать тормозные системы с раздельным торможением
Д.Е. Клушанцев
Разработан типоразмерный ряд тормозных систем с раздельным торможением для вагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс. Приведены результаты обзора российского опыта проектирования тормозных систем с раздельным приводом на тележки и результаты расчетов по выбору передаточных чисел тормозных рычажных передач в зависимости от типа вагона и его массовых характеристик
Модернизация тележки модели 18-100 по проекту М1698. Разработка тележки 18-578. Сравнение характеристик тележек моделей 18-578 и 18-9771. Описание контсрукций тележек моделей 18-9810, 18-194-1, 18-9800, 18-9836, КВЗ-И2.
Сформулированы основные требования к новому грузовому подвижному составу. Рассмотрены технические характеристики полувагонов моделей 12-132-03, 12-9788-01, 12-196-01, 12-197-02, 12-1304, 12-2123, 12-9828, ВА2005.
Типоразмерный ряд полувагонов производства концерна «Тракторные заводы»
В.М. Муханов, С.А. Федоров
Рассмотрен современный этап развития «Промтрактор-Вагон» с 2005 по 2008 гг. в период создания собственного вагоностроительного производства. Проведен обзор полувагонов, начиная с выпуска первых модернизаций и заканчивая производством вагонов нового поколения. Выполнен анализ конкурентоспособности предприятия на рынке железнодорожной продукции и проведена оценка перспективных возможностей завода для обеспечения современных требований инфраструктуры перевозок.
Интервью о том, как изменился за последние 10 лет рынок специализированных вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений, какие новинки появились и как формируется спрос на специализированный подвижной состав.
Обобщен опыт проведения работ по продлению срока службы полувагонов инвентарного парка ОАО «РЖД». Выполнен краткий обзор подходов, используемых для восстановления ресурса полувагонов. Проанализированы: результаты ремонта по продлению срока службы полувагонов, выполненного на вагоноремонтных заводах в период с 2005 года, а также рас-смотрен перечень действующих нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регулирующих порядок продления срока службы железнодорожных вагонов в России. Предложена организационная схема проведения работ для парка вагонов ОАО «РЖД» с привлечением вагоноремонтных депо
Разработана специальная методика отбора вагонов+цистерн для перевозки пека в ремонт с возможностью продления срока их службы, учитывающая специфику повреждений котлов, вызванных температурными нагрузками.
Анализ технического состояния специализированных вагонов-хопперов
А.А. Битюцкий, Н.А. Битюцкий
Выполнен анализ конструктивных особенностей вагонов-хопперов. Проведена оценка интенсивности эксплуатации вагонов-хопперов собственности ЯТУ. Разработан алгоритм работ по определению возможности продления срока безопасности эксплуатации подвижного состава. Разработан вид КРП вагонов-хопперов.
Рассмотрены вопросы развития парка вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов операторских компаний с точки зрения эффективности и конкурентоспособности перевозок. Сформированы номенклатурные группы грузов, установлены вагоны-аналоги для каждой из них и предложен типаж новых вагонов-цистерн. Проведенные исследования положены в основу создания новых образцов вагонов-цистерн, отвечающих современным требованиям эффективности и безопасности.
Рассмотрены технико-экономические предпосылки для проведения модернизации полувагонов с заменой кузова и продлением срока службы. Изложены направления совершенствования конструкции кузова полувагона для повышения эксплуатационной надежности. Приведены результаты разработки и постановки на производство на трех вагоноремонтных заводах кузовов полувагонов усиленной конструкции.
Разработка проекта оборудования универсальных платформ под перевозку цельнокатаных колес. Этапы постановки на производство оборудования универсальной платформы для перевозки цельнокатаных колес.
Выполнен анализ требований, предъявляемых к железнодорожным платформам для перевозки 40-футовых контейнеров. Приведены результаты разработки и внедрения новых моделей длиннобазных платформ на вагоностроительных заводах России и Украины. Даны рекомендации по направлениям совершенствования нормативной базы в целях повышения эксплуатационной надежности.
Типаж специализированных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров
В.К. Тимофеев, Е.В. Афанасьев, А.В. Додонов
Проведен анализ вагонов-платформ для контейнерных перевозок, выпускаемых в разных странах, позволил выявить следующее. Определен типаж вагонов-платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров.